Союз фотохудожников России Воронежское отделениеСОЮЗ ФОТОХУДОЖНИКОВ РОССИИ
ВОРОНЕЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ..

ПУБЛИКАЦИИ

20.05.2005

НеОБЪЕКТИВный взгляд. Резонанс. Камиль Тукаев, заслуженный артист России

Воронежское областное отделение общероссийской общественной организации Союз фотохудожников России и Черноземное представительство «Российской газеты», при поддержке администрации Воронежской области провели фотографическую акцию — конкурс «15 мая. Россия: один день». Тема 2005 года: «Черноземье. На шестой день после Победы…» (посвящается 60-летию Великой Победы). В художественном музее имени Крамского состоялась торжественная церемония открытия итоговой выставки акции. В рамках открытия прошло награждение победителей и призеров акции-конкурса.

Мой отец был фанатом…фотографии. Он просыпался ночью, чтобы снять распустившийся ночью кактус. Стараясь не разбудить нас с мамой, в нашей однокомнатной квартире, он расчехлял свои громоздкие приспособления, а через несколько дней дом был завален как мне казалось абсолютно одинаковыми снимками. Он так и не сумел привить мне маниакальную любовь к процессу, но зато я научился потреблять сам «продукт».

Наши отцы не знали слова «фотобиеннале», они довольствовались собственным творчеством и размноженными на ксероксе портретами Хемингуэя на стенах коммуналок. Как заметил Петр Вайль в 60-х годах в кино незачем было устраивать остросюжетное действие, если можно было получить полное эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение от вырезки из польского журнала, висящей в интерьере. Событием в стране считалось только что-то общественное, масштабное и крайне политизированное. Отсюда и однотипность газетных фоторепортажей тех лет.

Сегодня незаметное событие в жизни одного человека становится событием грандиозным. Надо только уметь видеть «события». Миллионный город переполнен ими. Просто лицо человека — это уже вулкан, гейзер, из которого рвется наружу отношение к действительности. Омар Хайям замечательно сказал, что самая прекрасная поверхность земли — это человеческое лицо…

На итоговой выставке — акции «15 мая. Россия: один день», с темой конкурса 2005 года — «Черноземье. На шестой день после Победы…» — 250 событий! (При том, что культурное явление такого уровня и масштаба уже само по себе событие для города). Поводов для них было намного больше, но только эти прошли отборочные туры и остались в музейных стенах. А события претендующие, говоря высокопарно, на основы мироздания заняли призовые места. И действительно разве не счастье, что «Нас двое» («Специальная премия» Наталия Поломина, Воронеж), что «За обедом» (1 место — Андрей Корнилов (Курск) могут собраться «Соседи» (2 место — Михаил Сухинин (Курск), что наконец «Пора думать» (3 место — Олег Красиков (Воронеж) и, что есть этот высокий, духовный «Один день в монастыре» (2 место — Федор Мастепанов (Орел).

Жаль только, что в большинстве случаев фотографы брали оттуда «где близко», то есть с улицы и из-за радушно открытых дверей. Никто из них не попробовал проникнуть 15 мая в суды, банки, офисы госчиновников, в ту закрытую жизнь, которая остается вне поля нашего зрения. К счастью последнее время происходит встречный процесс, некоторые представители этих структур сами приходят к Фотографии.

Вице-президент «Альфа-Банка» Алексей Турков сообщил, что несмотря на то, что банк очень избирателен в поддержке культурных акций, «Альфа-Банк» решил выступить генеральным спонсором «коллективного портрета Черноземья». Портрет также далек от совершенства, как и сама Россия. Но он ей адекватен, этим и прекрасен. Ведь фотография не только мгновение, которое застали врасплох, но и вещественное доказательство, способное превратиться в главную улику обвинения. Власть должна уважать фотографию, чтобы иногда рассчитывать на взаимность. Эту мысль, кстати, выразил депутат Госдумы Александр Сысоев, вручая приз победителю «Гран-при», фотохудожнику из Воронежа Сергею Мардело за снимок «Дворник Люба на посту».

Я люблю этот снимок потому, что во-первых не люблю фотографий отрепетированных и отрежиссированных, во-вторых с осторожностью отношусь к снимкам, обработанным лихой программкой Photoshop, и в-третьих всегда ищу разницу между настоящими портретами стариков и детей и картинками спекулирующими на старческих морщинах и ребячьем обаянии. Символ на то и символ, что бы не лежать на поверхности, и с другой стороны не быть запрятанным очень глубоко. «Дворник Люба» в белых перчатках, по-русски дородная и статная, с чуть нагловатым взглядом — это и есть твоя Родина-мать. Сменившая меч и величавую стать на метлу и стойку смирно. На сегодня пока это так, к сожаленью…

«Что такое хорошо и что такое плохо?» Не вдаваясь в «папы этого ответ», я, окруженный двумя этажами фотографий, понимаю, что сама жизнь ищет свой вариант ответа на этот классический сакраментальный вопрос.